Александр Дюма написал «Трёх мушкетёров» и еще десятки классических книг не в одиночку, а с помощью команды помощников. Он создал эффективную “конвейерную” систему написания текстов, которая сегодня напоминает подход к работе с ИИ.
За сорок лет Дюма выпустил 257 романов, мемуаров и рассказов, а также 25 пьес. С 1870 по 1894 годы под его именем напечатали три миллиона книг и восемь миллионов журнальных выпусков. Его читали по всей Европе, от Каира до Москвы, а по океану отправляли новые партии книг.
Дюма заработал огромное состояние и быстро тратил его на роскошь, путешествия, вино и многочисленных знакомых. Он активно жил и щедро делился деньгами. Позже он мирно ушёл из жизни благодаря своему писательскому труду.
Секрет продуктивности Дюма — помощники. С ним работали 52 ассистента, главный из которых — Огюст-Жюль Маке, соавтор 19 романов, включая «Графа Монте-Кристо» и всю трилогию о мушкетёрах.
Маке прославился рядом с Дюма, но его личные работы считались скучными, слабыми по стилю и сюжетам. Ни одна не пережила своего времени.
Система Дюма включала три этапа: идея, черновик и шлифовка. Сначала он составлял подробный план, давал его ассистенту. Маке искал факты и писал драфт, который возвращал Дюма для финальной переработки — иногда Дюма лишь правил детали, а иногда переписывал всё заново.
Именно Дюма превращал черновики в захватывающие книги. Он добавлял динамику, юмор, детали, делал персонажей живыми, доводил сюжет до идеала. За счет четкого деления труда издатели получали новые тексты постоянно.
Дюма умел быстро писать качественные тексты, потому что разделял задачу на части и сосредотачивался на главном — на придумывании идеи и финальной доработке.
Сегодня его подход похож на работу с генеративным ИИ. Если ИИ четко объяснить задачу, стиль, структуру и тон, можно получить заготовку за секунды — 80% готового черновика, похожего на работы Маке, над которым дальше работает человек.
Это позволяет автоматизировать “трудозатратную” середину и сосредоточиться на разработке идеи и финальном редактировании.
Критики говорят, что тексты ИИ пока слишком простые или шаблонные. Сейчас это отчасти так — но черновики всегда бывают несовершенными. Как сказал Хемингуэй: “The first draft of anything is shit” (“Первый черновик любого текста — дерьмо”). Качество зависит от того, как придумана идея и обработан материал.
В XIX веке автопроизводитель Готлиб Даймлер считал, что в мире никогда не будет более миллиона автомобилей — их сложно эксплуатировать, и не хватает водителей. Сегодня похожая логика: качественных писателей будто бы не хватит. Но появление “машины Маке” эту проблему решает.
Денис Мор, старший редактор Script Communications, уверен: генеративный ИИ не заменит редакторов, а сделает их продуктивнее и креативнее.