Экс-технический директор OpenAI Мира Муратти основала Thinking Machines Lab (TML), чтобы создавать ИИ под конкретные бизнес-задачи, а не стремиться к универсальному искусственному интеллекту.
По данным The Information, компания Муратти разрабатывает ИИ-модели, которые ориентируются на ключевые бизнес-показатели заказчика. Такие решения нацелены на отрасли вроде клиентского сервиса, инвестиционного банкинга и ритейла. Речь идёт о специализированных продуктах по высокой цене, которые дают осязаемые бизнес-результаты.
В основе стратегии Thinking Machines Lab лежит метод обучения с подкреплением: система получает награды за выполнение задач и “штрафы” за ошибки. Это направление иногда называют “обучение с подкреплением для бизнеса”. Технология применяется в reasoning-моделях, подобных OpenAI o1.
Такой подход поддерживает исследователь OpenAI Рохан Панди: “LLM-RL — одна из самых перспективных моделей для вертикальных ИИ-стартапов”. Обучение с подкреплением позволяет глубоко дорабатывать решения именно для задач заказчика, что с трудом масштабируется даже для компаний уровня OpenAI. Сам OpenAI в 2024 году открыл интерфейс для своего reinforcement fine-tuning, но доступ к нему имеют только избранные партнёры.
Технически TML использует объединение слоёв нейросетей из разных open source моделей. Такой принцип выделяла в марте 2024 японская Sakana AI. До недавнего времени open source модели уступали коммерческим системам типа GPT-4o, но успехи Deepseek и других проектов сокращают этот разрыв. TML рассчитывает быстрее запускать новые продукты, используя открытые технологии в сочетании с серверными мощностями Nvidia через Google Cloud.
Компания не ограничивается только корпоративными клиентами. Как сообщает The Information, команда обсуждает создание чат-бота для пользователей — конкурента ChatGPT, но подробностей пока нет и неизвестно, выйдет ли продукт на рынок.
TML уже привлекла более двух десятков специалистов из OpenAI и Anthropic, включая сооснователя OpenAI Джона Шульмана, а также бывших исследователей Баррета Зофа и Люка Метца.
Муратти ушла из OpenAI после напряжённого периода — её взаимоотношения с CEO Сэмом Альтманом называли непростыми, хотя она это отрицает.
Главный вопрос после её ухода: почему CTO уходит из компании, которая близка к созданию ИИ на уровне человека? Муратти, хорошо осведомлённая о положении дел, выбрала другой путь. Одна из причин — коммерческие риски универсального ИИ. Специализированные решения проще и быстрее довести до прибыли и внедрять у клиентов.
Возможно, Муратти — как и многие в индустрии — не верит, что универсальный ИИ достижим с помощью современных LLM. Её новая стратегия отражает этот взгляд: фокус на практических задачах вместо попыток создать нечто всеобъемлющее.