Во время недавнего интервью на TED, генеральный директор OpenAI Сэм Альтман обсудил возможности компенсации художникам, чьи стили используются в системах ИИ. Он также затронул более широкие проблемы творческих прав и генерации искусства с помощью ИИ.
OpenAI старается не создавать изображения, которые имитируют стили известных ныне художников. Однако Альтман предложил модель, где художники могли бы получать вознаграждение за добровольное участие.
«Я думаю, было бы классно придумать новую модель, где, если вы хотите использовать имя этого художника и он согласится, это будет приносить доход», — сказал Альтман.
Когда глава TED Крис Андерсон предположил, что GPT-4o от OpenAI может быть формой кражи интеллектуальной собственности, Альтман ответил с прохладцей: «Вы можете это сколько угодно аплодировать. Наслаждайтесь.»
Альтман признал, что теоретически возможно определить вклад отдельных творцов в ИИ-сгенерированное изображение. Однако на практике, особенно при смешении нескольких стилей, это сложно осуществимо. «Как распределить, сколько денег идёт каждому? Это очень большие вопросы,» — отметил он.
Хотя Альтман обсудил теоретические возможности, он не предложил конкретные планы по компенсации художникам. Вместо этого он отметил, что творческие процессы всегда основывались на уже существующих работах, и трудно количественно оценить художественное влияние, даже среди самих художников.
Альтман защищает генеративный ИИ, как демократизирующую силу в творческой области, делая искусство доступным для большего числа людей. Тем не менее, он признал, что быстрое развитие технологии вызывает тревогу в творческом сообществе. «Некоторые творцы очень обеспокоены. Некоторые же говорят, что это самый удивительный инструмент, который позволяет создавать невероятные новые работы,» — подытожил Альтман.
Дебаты о защите прав авторов вспыхнули после выпуска GPT-4o, который породил множество изображений «в стиле Studio Ghibli». Хотя OpenAI запрещает использовать стили ныне живущих художников, компания разрешает ссылки на стили студий или общие эстетики, создавая юридически неясную ситуацию.
Этот вопрос поднимает новые вопросы о том, является ли массовое автоматизированное копирование стиля новой формой коммерческой эксплуатации, не регулируемой текущим законодательством. Развитие технологий ИИ стирает грань между вдохновением, копированием стиля и нарушением авторских прав.