Яндекс обновил курс «Безопасность в интернете» для младших школьников, добавив уроки о дипфейках и мошенничестве в онлайн-играх. Проект помогает детям распознавать поддельные видео, изображения и сообщения, а также учит безопасно вести себя в сети.
В компании подчеркнули, что оба урока содержат интерактивные задания и примеры из жизни детей: переписки в соцсетях, игровые чаты, видеоматериалы сгенерированные нейросетями. После прохождения школьники узнают, что такое дипфейки, как они создаются и почему нельзя доверять всему увиденному в интернете.
Александр Лунев из «Яндекса» отметил: «Наша задача — научить детей базовым правилам цифровой безопасности, привить привычку критически мыслить и всегда проверять информацию».
Андрей Сиденко из «Лаборатории Касперского» заявил, что обучение цифровой безопасности должно начинаться тогда, когда ребёнок впервые получает доступ к интернету. «Чем раньше ребёнок научится базовым правилам безопасности, тем увереннее и защищённее он будет себя чувствовать в цифровом мире», — сказал он.
Эксперт напомнил, что в 2025 году компания представила тренажёр «Кибербезопасность и искусственный интеллект» для школьников. В нём уделено внимание распознаванию дипфейков в видеозвонках, аудио- и видеосообщениях. Анализ показал — игровые и визуальные задания помогают детям быстрее учиться и лучше понимать опасности.
По данным «Лаборатории Касперского», 1% детей и 2% взрослых сталкивались с дипфейками, где использовалось их изображение, а 5% респондентов признались, что сами пробовали генерировать поддельные видео или картинки. Некоторые фото жертв используются для создания компрометирующего контента.
Сиденко отметил, что показывать детям реальные примеры дипфейков и обсуждать их — лучший способ научить критическому взгляду на информацию: «Такой подход помогает развивать критическое мышление и умение сомневаться в достоверности контента».
Он подчеркнул, что сочетание теории и практики даёт лучший результат. Например, тренажёр «Урок цифры» за три недели прошёл более 3,5 миллионов раз.
Эксперт также уверен: обучение должно проходить системно, с участием родителей, учителей и внешних проектов. «Главное для родителей — не пускать процесс обучения ребёнка цифровой безопасности на самотёк», — добавил Сиденко. Он считает, что технические меры (контроль, фильтры) не заменяют разговоров с детьми о сетевых угрозах и безопасном поведении.
«Эпоха, когда можно было просто оставить ребёнка с гаджетом без последствий, осталась в прошлом», — подытожил эксперт.






















